История судоходства и судостроения уходит в глубокую древность. В те далекие времена для передвижения по воде использовались примитивные средства: стволы и обломки деревьев, плоты, а затем челны и лодки.
Используя эти средства, передвигаясь с помощью грубых деревянных лошпок и жердей, люди занимались ловлей рыбы, охотились, находили наиболее выгодные места для поселений. Много позже, освоив огонь и каменный топор, люди научились выжигать и обтесывать лодки-однодеревки и широко применяли их для передвижения по водным путям.
Дальнейший рост судостроительной техники шел в ногу с развитием материальной культуры общества. Лодки-однодеревки стали заменяться лодками, сшитыми из досок, грубые деревянные лопаты стали вытесняться веслами.
Особенно большим достижением в судостроении было (в период перехода от первобытно-общинного к рабовладельческому строю применение простейшего паруса. Человек научился использовать силу ветра для движения судна.
За несколько тысячелетий до нашей эры Египет и Финикия имели не только речное, но и морское судостроение. Широко развитое судостроение было в древней Греции, в Китае, Индии и других странах.
О судостроении первобытного человека имеется, к сожалению, мало сведений. Однако считается установленным, что в нашей стране, при наличии огромного количества рек и озер, судостроение началось с давних времен. Русский народ на протяжении всей своей многовековой истории всегда был народом-мореходом.